СВОИЧУЖИЕЛИШНИЕ

О ПРОЕКТЕ

Название проекта и планируемой выставки происходит из темы Байкальской школы – 2019.

Цель проекта — установление диалога между исследователями социальных и гуманитарных наук и художниками, работающими в разных сферах визуального. Диалог строится на интерпретации феномена документа и его метафорического понимания как свидетельства жизни общества и человека средствами художественного языка, который может стать языком «общения» не только между наукой и искусством, но и способом взаимодействия с более широкой аудиторией.

Именно документы становятся тем проводником, который превращает посетителя выставки в участника исследования, а саму выставку — в очередной этап исследования, призванного изменить наше восприятие прошлого как замкнутой системы, а настоящего — как необходимого следствия этой системы.

Дискуссия о неоднозначности роли документального свидетельства для фиксирования малой памяти смещает фокус с больших нарративов на повседневные культурные практики, на частную память, которая, описывая жизнь конкретного человека, позволяет исследователю и художнику выйти к обобщениям на уровне группы, поколения, общества, государства.

Название проекта предполагает некую вариативность, подвижность и вложенность смыслов друг в друга, что будет отражено и в выставочной экспозиции, где объекты в пространстве вступают во взаимодействие друг с другом не только в виде соединения, притяжения или отталкивания образов и смыслов, но и через визуальные элементы инсталляций.

КУРАТОРЫ И УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

КУРАТОРЫ

Ольга Заславская (Будапешт) — кандидат культурологии, исследователь и независимый куратор, директор Международного Центра исследований альтернативной культуры (Будапешт, Венгрия)

Станислав Подусенко (Барнаул) — независимый куратор, художник, фотограф, сооснователь Виртуальной лаборатории современного искусства «Кластер» (Барнаул — Будапешт) 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Исходя из концепции и задач проекта, к участию в выставке приглашены исследователи и художники из разных стран.

НАУЧНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ

Михаил Рожанский (Россия) — историк, кандидат философских наук, директор Центра независимых социальных исследований — Иркутcк (ЦНСИО)

Иван Пешков (Польша) — российско-польский социальный антрополог; доцент Центра среднеазиатских исследований университета им. Адама Мицкевича. 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

2. Zoom-семинары

21 июля 2020 состоялась очередная зум-встреча, в которой приняли участие Алексей Житковский, Анастасия Зверькова, Екатерина Гилева и Мариэтта Захарян. Они поделились своими идеями и опытом работы в кино и театре.

Основные вопросы и темы:
Что может дать документ театру и театр документу? О соотношении личного и надличного в пропаганде, или как услышать голос человека и времени в массиве государственного языка (Алексей Житковский).

«Фильм из ничего», или как рассказать о герое, если память о нём сохранилась лишь в официальных источниках, а визуальный материал ограничивается тремя фотографиями? На примере документального фильма «Русский Морган» о самом богатом человеке России начала 20 века (Анастасия Зверькова).

Тема Екатерины Гилевой — о природе художественной условности на примере пьесы «Сон-трава».

Мариэтта Захарян рассказала, какие необходимые этапы проходят в работе с материалом и артист, и ученый, как формируется и уточняется тема и идея исследования (и художественного, и научного).

Материалы к семинару:
Читка спектакля Алексея Житковского «ШОП»
Сериал «А.Л.Ж.И.Р» (сценарий Мариэтты Захарян)
Презентация Анастасии Зверьковой о фильме «Русский Морган»
Пьеса Екатерины Гилевой «Сон-трава»


1. Картографирование индивидуальных проектов

Первый этап проекта прошел осенью 2019 в рамках Байкальской школы – 2019, в ходе семинара «Введение в ImageText».